На вопросы отвечает:
директор правового департамента Аудиторской Компании "РЕСПЕКТ"
Иванова Ольга

 
 

"Аудиторская проверка"
Ответы на Ваши вопросы.


1. Насколько сегодня увеличилось количество налоговых споров по сравнению с докризисным периодом. С чем это связано? Какие суммы оспариваются?

Количество налоговых споров, если такой измеритель вообще допустим в данной сфере, есть величина постоянная. Кризисные явления в финансовой сфере - «доводы», которые озвучиваются сами же сотрудниками налоговых органов в качестве мотива, побуждающего к поиску дополнительных поступлений в бюджет. Однако, количество налоговых споров, данные явления, по нашему мнению не увеличили. «Отклонения» в графике «налоговых споров» периодически возникают по причинам изменений действующего законодательства и экономических курсов - явлений, как Вы понимаете, взаимосвязанных. Незадолго до разразившегося кризиса увеличился налоговый период по налогу на добавленную стоимость – самому «спорному» налогу в отечественной налоговой системе. Как следствие уменьшилось количество решений налоговых органов в отношении данного налога (увеличились, разумеется, оспариваемые суммы). Был введен обязательный досудебный порядок в отношении отдельных решений налоговых органов: до обращения в суд налогоплательщик обязан обжаловать данные решения в вышестоящий налоговый орган. И справедливости ради отметим, что к гласу вопиющих о законности налогоплательщиков, не услышанному в его «родной» Инспекции, периодически всё же прислушиваются в Управлении ФНС по Ростовской области. Данное обстоятельство на наш взгляд незначительно, но всё же снизило количество споров, разрешаемых в судебном порядке. Опыт нашей компании показывает, что изменения законодательства, более детально регулирующего процессуальные вопросы разрешения конфликтов, повлияли на правовую культуру обеих сторон. Это обстоятельство даёт надежду на изменение «качественных и количественных показателей» налоговых споров. Однако, нельзя не сказать, что со вступлением в фазу кризиса существенно увеличилось количество обращений в нашу компанию за правовой помощью в делах о банкротстве. Считаем необходимым отметить этот факт при обсуждении налоговой проблемы в связи с участием налоговых органов в данной категории дел, и актуальности темы задолженности перед бюджетом в при возбуждении процедур банкротства.

2. Как клиенту грамотно подобрать компанию, которая будет представлять его интересы в споре с ФНС?

Мы неоднократно отмечали - для эффективного разрешения налогового спора необходимо привлечение специалистов, обладающего комплексными знаниями в области права и бухгалтерского учёта. В частности, наличие аттестата аудитора у представителя налогоплательщика, по крайней мере свидетельствует об успешном прохождении данным лицом испытаний Минфина РФ. Не лишним будет поинтересоваться и наличием научных достижений у сотрудников компании, в которую Вы обращаетесь за правовой помощью. Чем сложнее практическая проблема – тем на более высоком профессиональном уровне находится её решение. Помимо того научная деятельность может свидетельствовать о советующих личных качествах сотрудников, наличии такта и «чуткости» - столь необходимых при разрешении любого конфликта. Нередко клиенты интересуются и судьбой конкретных споров, разрешенных с участием специалистов компании. В настоящий момент с судебными актами можно ознакомиться в сети Интернет, и в правовых системах - отметим, что в текстах судебных актов есть и фамилии представителей участников спора. Не оспоримо, что главная ценность в работе компания – её деловая репутация. Так благодарственные письма клиентов - предмет особенной гордости добросовестной организации. Сертификаты компании и её сотрудников, письма клиентов, выразивших доверие компании, могут быть продемонстрированы для подтверждения надежности и непорочности деловой репутации.

3. По каким критериям определяется перспективность того или иного спора. В каких случаях приходится отказывать клиенту?

Разумный специалист может ответить, что единственный критерий для определения «перспективы» налогового спора один – оценка законности акта налогового органа. Однако, раскрытие данного определения, конечно, тема далеко не одной статьи. Конечно, данный вывод и суждения зависит от уровня специалиста, оценивающего позицию инспекции и материалы, представленные налогоплательщиком. Главное напряжение интеллектуальных сил специалистов приходится на стадию оценки внесудебной и судебной перспективы - до заключения договора с клиентом и принятие на себя неизбежной части ответственности за судьбу спора. Сотрудник компании, дорожащий своей репутацией, не возьмётся отстаивать интересы налогоплательщика, противоречащие закону. Опыт профессионалов позволяет выявить и притворный характер операций при оценке качества и содержания представленных документов. И в данном случае – при созданной клиентом иллюзии «законности» поведения, специалист откажется от участия в налоговом споре.

 
  Другие статьи и публикации Ольги Ивановой:

"Аудиторская компания – это не только бухгалтерский аудит, но и служба спасения в налоговых спорах."
 
Юридические
услуги
Бухгалтерский учет
Регистрационные
услуги
МСФО
Оптимизация бизнеса
Маркетинговые
услуги
Оценка